Фигурант: помощник или злоумышленник? Наверное, уже практически каждый владелец собаки сталкивался с таким интересным термином – «фигурант». Но мало кто представляет, что включает в себя это понятие, каковы обязанности и возможности человека, который играет в жизни вашего питомца столь немаловажную роль. Согласитесь, что почти любой из нас (я имею в виду владельцев собак, особенно служебных пород) мечтает о том, чтобы его собака умела защищать дом, владельца, жену, детей, имущество, причем делала это так, что все «враги» только успевали бы давать деру без оглядки при одном только виде вашего четвероного друга. g4_2.jpg Но редкая собака, не прошедшая специального курса дрессировки, способна обратить в бегство потенциальных бандитов. Поэтому владелец вынужден обращаться к «специально обученным людям», чтобы они сделали из вашего любимца грозного охранника. Есть, правда, и те, кого подобная перспектива совершенно не интересует, но принадлежность питомца к определенной породе требует от него некоторых навыков, дать которые ему может все тот же загадочный «товарищ». На крупных монопородных выставках владельцев собак обязали также проходить тестирования и проверки рабочих качеств по определенным правилам, установленным международными кинологическими организациями. Владельцы спортивных собак, обученных таким дисциплинам как IPO, SCHH, ЗКС, КС, мондьоринг на соревнованиях тоже имеют дело с этим загадочным «мистером Икс». Итак, фигурант – это помощник эксперта или судьи, который при помощи определенной работы с собакой помогает выявить те или иные способности животного, а именно: характер, темперамент, способность вести борьбу с человеком и общую подготовку собаки. Но, несмотря на столь «простенькие», на первый взгляд, определение и функции, именно фигурант играет в жизни вашей собаки ключевую роль, и его ошибка может стоить вашей собаке здоровья (как психического, так и физического), а иногда даже жизни. Поэтому советуем вам обратить пристальное внимание на манеру работы, технику работы и экипировку фигуранта. Прежде всего, остановимся на последнем пункте. В различных видах дрессировки фигурант экипирован по-разному. Экипировка зависит непосредственно от заданного мероприятия. Если речь идет о проверке рабочих качеств на выставках, то, по правилам, установленным международными кинологическими организациями, фигурант «принимает» собаку в стандартном дрессировочном рукаве. Также в его руках находится стек, которым он наносит (или имитирует) удары по корпусу собаки. Если речь идет о соревнованиях по дисциплинам IPO, SCHH, ЗКС, здесь фигурант также работает с дрессировочным рукавом и стеком. Основная масса рукавов, используемых специалистами, немецкого, либо венгерского производства. Есть еще польские рукава, но их производит довольно «молодая» фирма, которая, на мой взгляд, пока «не доросла» до изготовления качественной амуниции. У рукавов существует различная жесткость, поэтому следует учесть, что собаки, работающие, допустим, на «мягкий» рукав, при работе на «жестком», могут «слететь», причем помощь фигуранта им даже не потребуется. Однако следует заметить, что непосредственно перед выставкой или соревнованиями эксперт может проверить экипировку фигуранта и убедиться в том, что она соответствует принятым международным стандартам, то есть не травмоопасна для животных. Отдельно стоят соревнования по так называемым «ринговым» видам дрессировки: Большой, Мондьоринг и другие, а также ВСМ. В этих случаях фигурант облачен в специальный дрессировочный костюм, который также должен соответствовать определенному стандарту. Более подробно хотелось бы поговорить о технике и манере работы фигуранта. Начать стоит с фигуранта, работающего со стандартным рукавом. «Прием» собаки на рукав производится, в основном, двумя способами: с уворотом влево и вправо. Уворот – это прием, при котором фигурант, принимающий собаку, в момент «входа» собаки в рукав, делает небольшой наклон корпусом, таким образом погашая силу удара. g4_4.jpg g4_3.jpg Есть, правда, более экстремальный способ - без уворота, но использовать его могут только опытные фигуранты с многолетним стажем, да и то риск сорвать или травмировать собаку при этом достаточно велик. К примеру, на монопородной выставке немецких овчарок в 2005 году таким образом «посрывали» довольно большое количество собак, а одна из них даже получила серьезные травмы. При работе без уворота, рукав должен находиться в 15-20 см от корпуса фигуранта на уровне груди. В момент «входа» собаки фигурант мышцами руки и корпуса должен амортизировать массу животного. Сделать это, зачастую, физически невозможно, учитывая то, что фигурант сам движется на собаку. То есть получается лобовое столкновение. Но даже при стандартном приеме профессиональный фигурант может выставить очень хорошо подготовленную собаку в самом невыгодном свете. Еще один распространенный прием - «обводка». Обводка – это движение фигуранта вокруг собственной оси после того, как собака «вошла» в руку. При этом фигурант еще имитирует удары стеком по корпусу собаки. В таких случаях часто даже сильная собака может «слететь», поскольку она в этот момент испытывает довольно жесткий психологический прессинг. Однако придраться к работе фигуранта в данном случае практически невозможно, поскольку именно он решает, как «принять» собаку. Следующий этап работы фигуранта после того, как собака «взяла» рукав, - «проводка». Она представляет из себя движение фигуранта вперед в момент, когда собака держит рукав. Здесь есть свои нюансы. Например, некоторые фигуранты пытаются теснить собаку, как бы напирая на нее корпусом. Получается, что собака находиться практически перед фигурантом, ее передние лапы не касаются земли, а он держит рукав высоко перед собой. И в этот момент может быстро и незаметно ударить коленом в корпус собаки или наступить ей на лапу (средний вес фигуранта в амуниции около 100 кг). Этот «запрещенный прием» используется, к сожалению, иногда на крупных соревнованиях, когда речь идет о слишком явной конкуренции. Если фигурант двигается параллельно с собакой, «сопровождая» или «затягивая» ее на себя, необходимо обратить внимание на положение рукава по отношению к груди фигуранта: чем ниже он опускает рукав, тем ниже становится центр тяжести, и, соответственно, работать ему физически тяжелее. Но таким образом фигурант «нависает» над собакой и закрывает ее корпусом от взгляда окружающих. Если «нависание» осуществляется в пределах правил, то заметить удар по собаке в область головы или «наступ» на лапу практически не представляется возможным. Некоторые фигуранты умудряются провести «запрокидывание головы собаки», добиваясь прекращения хватки. g4_5.jpg Еще один немаловажный момент, на который стоит обратить пристальное внимание, - это работа стеком. Здесь есть несколько вариантов появления этого «оружия». Например, стек применяется после того, как собака произвела хватку. То есть угрожают собаке тогда, когда она уже, в принципе, обращает на стек мало внимания. Вообще-то, появление стека – это довольно резкое движение. Особенно если это происходит в момент осуществления хватки. Работа собаки в этом случае несколько усложняется. Особенно остро на это реагируют собаки с холеричным типом ВНД. Сложнее всего - именно угроза стеком до того, собака «вошла» в руку. Потому что она видит стек, то есть видит угрозу и знает, что получит удар, причем именно после осуществления хватки. Здесь уже начинается борьба с инстинктом самосохранения. Если попробовать «перевести» ощущения собаки в этот момент на «человеческие», то выглядит это примерно как если бы мы, включая свет, пользовались выключателем, который бьет током, заведомо зная о его дефекте. И включить надо и получить получишь. g4_1.jpg Следующий очень важный момент – это замах и имитация ударов в момент работы с собакой. Рука, в которой находиться стек отнесена чуть в сторону от корпуса и, соответственно, в стороне от собаки. Работа стеком проводиться примерно «где-то там». Замах производится непосредственно в область корпуса, а сама работа стеком осуществляется в области холки. Но может быть и такое: замах перед мордой собаки, работа стеком - в области головы. Следует помнить, что удары допускаются только в область холки, однако именно при последнем варианте зачастую они наносятся в области головы, по ушам. Нередко удар наноситься ручкой стека непосредственно в момент имитации ударов. Однако наиболее действенным зачастую является все же моральное давление, осуществляемое на животное. К сожалению, «давить» собак, якобы отсеивая слабых, у нас принято специфически – часто «прессуют» только «неугодных», а «своим» надо нежно вкладывать рукавчик в пасть, и главное - не спугнуть собачонку, которая кое-как уцепилась клычком за амуницию – не дай бог, еще и «слетит». Подобные явления встречаются и на проверках поведения, и на соревнованиях. Это наша беда, от которой надо избавляться, потому что конкуренция все-таки должна быть честной. Еще один важный момент – работа в дрессировочном костюме. Работать в костюме, в принципе, сложнее и технически, и физически. В нем надо уметь двигаться, так как он довольно тяжелый (в среднем, 25 килограмм) и сковывает движения. Так, привлечение на соревнования фигурантов, до этого работавших исключительно с рукавом, показали их полную несостоятельность. Большинство современных костюмов не сильно отличается от зимней одежды, следовательно, приближает работу собаки к реальной жизни, а также дает ей возможность произвести хватку в спину, грудь, ноги. Но вероятные вариации работы собаки создают и дополнительные возможности для проведения «нехороших» приемов со стороны фигуранта. Если собака работает вдогон, то в момент хватки в спину, фигурант резким движением рук может натянуть ткань костюма, практически лишая собаку возможности зацепиться и произвести хватку. Такой же прием можно провести при работе собаки на «грудь». Нередко собаку «встречают» локтем: в момент хватки согнутая в локте рука встречным движением «вставляется» в пасть животного. Если при этом использовать движение корпусом, то собаку можно сильно травмировать. Некоторые фигуранты при работе на «корпус» работают чрезмерно жестко, изображая из себя «ледокол»: в момент совершения хватки они резко двигаются на собаку, таким образом, увеличивая риск травмирования животного. Учитывая то, что костюм прикрывает все части тела, фигуранты без боязни «сажают» собак на колено, то есть в момент прыжка фигурант выставляет колено, в результате собака сама бьется об него грудью или подвздошной областью. Раскручивание собаки и удар корпусом об землю при работе с рукавом тоже не получиться, а вот при работе в костюме некоторые частенько этот прием используют. Прием на «бицепс» весьма зауряден, однако легким движением руки, он превращается в нестандартный для вашего питомца, работать с выкрученной шеей, ой, как неудобно! g4_6.jpg При работе на соревнованиях падение не редкость, но падать тоже надо уметь, ведь если человек массой под 100 килограмм, плюс вес дрессировочного костюма, навалиться на собаку массой килограмм в 20-30, последствия могут быть плачевны. А это происходит сплошь и рядом. Падать необходимо в сторону от собаки, по возможности, на бок. Правда, при работе без шлема это очень опасно: подвижность рук в костюме недостаточна для того, чтобы прикрыть незащищенное лицо. Так как на рингах сегодня довольно широко используют не только стеки, но и бамбуковые трещотки, стулья, ведра, следует быть осторожными при работе с подобными предметами… Например, на некоторых соревнованиях я подмечал удары по собакам этими предметами. Однажды, в момент прыжка, фигурант нанес удар бамбуковой трещоткой по нижней челюсти собаки, хотя удары трещоткой запрещены в принципе! Хотя были споры по этому поводу: кое-кто даже предлагал разрешить нанесение ударов трещоткой по собаке. Для чего такое нововведение - непонятно, ведь силу удара не измеришь, можно и покалечить животное. Вывод напрашивается неутешительный. Хотелось бы рассказать кое-что о подыгрышах. Они тоже нередки. И хотя видны невооруженным глазом, меньше их от этого не становится. Выглядят они примерно так: после того, как фигурант, вальсируя, нежно вложил рукав в пасть собачке, он делает столь же нежные движения рукавом из стороны в сторону, для того, чтобы живность все-таки уцепилась хоть как-нибудь и создала видимость хватки. Если его старания увенчались успехом, он создает «натяжку», но только ласково и без грубостей, сопровождая собаку по прямой, при этом оглаживая ее по крупу стеком. Здесь главное - никаких резких движений! Чтобы ненароком зверя не спугнуть. Порой такие ребята с «правильным» поведением становятся любимцами при клубах и на соревнованиях. Парадоксально, но факт: честные фигуранты, какие бы они техничные ни были, иной раз зарабатывают себе «черную метку» именно из-за собственной честности. Впрочем, у любого владельца всегда есть выбор: идти или не идти на проверку или соревнования. Те, кто действительно любит своих собак, я думаю, постараются сделать все, чтобы не пришлось прибегать, в итоге, к «нежным» услугам недобросовестных игроков от кинологии. Нормальный владелец, который работает со своим питомцем «на результат», будет просто добросовестно «пахать», чтобы потом не краснеть от стыда, а гордиться заслуженными титулами и наградами. Об авторе Юрий Голубев Статья опубликована в журнале «СОБАКА и Я» №6 2006
Источник: http://Юрий Голубев Статья опубликована в журнале «СОБАКА и Я» №6 2006 |