Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [22]
Версии защитных служб [3]
спорный вопрос
Противоборство собаки и человека [2]
о рабочих качествах [11]
-
REKLAMA [3]
...
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Методика дрессировки спасательных собак
Правда, некоторые собаководы этой дрессировкой занимались и раньше. В 1978 году были организованы первые показательные испытания спасательных собак и сформировались бригады. К этому времени относятся и первые контакты и началось сотрудничество с Гражданской обороной и Чехословацким Красным Крестом в форме совместных учений. С 1981 года стало традицией проводить чемпионаты ЧССР по дрессировке спасательных собак, что способствует улучшению и популяризации дрессировки. Основная цель дрессировки собак - оказание помощи в розыске пострадавших людей при стихийных бедствиях, промышленных авариях, в военных действиях.

Выбор собак для дрессировки

1. Выбор породы, типа собак. Для дрессировки спасательных собак можно использовать все служебные и рабочие породы. Однако практика показывает, что наиболее способные к работе спасателя немецкие овчарки. Это собаки крепкого и сухого телосложения, отважные, обладающие не только врожденным трудолюбием, но и физической выносливостью. С ними можно заниматься при сильных морозах и жаре. Так же очень хорошо себя зарекомендовали немецкие боксеры, ротвейлеры, эрдельтерьеры, доберманы и другие. Правда, работая с собаками этих пород, следует рассчитывать на более длительную дрессировку и иметь в виду, что они не могут работать в мороз и жару.

Для дрессировки желательно выбирать собак крепкого типа, то есть с хорошо развитым скелетом, с сухой и сильной мускулатурой, умеренно широкой формой головы в виде продолговатого клина, конечностями, длинными и хорошо развитыми, короткой с подшерстком шерстью. Тип высшей нервной деятельности желателен уравновешенный и подвижный. Собаки вышеперечисленных пород являются представителями этого типа. Они обладают физическими предпосылками к преодолению максимальных нагрузок в период дрессировки и практического использования.

Идеальным типом собаки является сангвиник, то есть уравновешенный, подвижный тип. Собаки этого типа легко переходят из состояния раздражения в состояние спокойствия. Условные рефлексы возникают сравнительно легко и быстро. Собака холерик непригодна к дрессировке, у нее преобладает процесс раздражения, она может напасть на отысканного ею человека. А главное, холерики не могут работать в группе собак. Также не подходит для дрессировки собака флегматического типа. Это медлительные, неуклюжие собаки. Рефлексы у них возникают медленно, они ненадежны в практической работе.

Успех дрессировки собак во многом зависит от взаимопонимания между собаководом и собакой. Не каждый собаковод может этого достичь, Нельзя думать, что животное обладает такой же степенью понятливости, как человек. Правда, собака является самым умным из домашних животных, но, однако, она всего лишь животное.

Собака выполняет лишь то, чему обучена. Советский физиолог И. П. Павлов пришел к выводу, что животное действует на основе условных и безусловных рефлексов. Безусловными рефлексами являются все инстинкты, без которых животное было бы беспомощно. Оно погибло бы с голода, не могло бы утолить жажду, размножаться и охранять свое потомство. К безусловным рефлексам относится, например, инстинкт добывания пищи, самосохранения, инстинкт размножения и воспитания потомства, Они составляют биологическую основу существования животного, Инстинкт добывания пищи при дрессировке собак играет особую роль.

Условные рефлексы возникают постепенно, их можно назвать привычкой или повадкой. Собака их усваивает на основе приятных и неприятных ощущений, то есть на основе собственного жизненного опыта.

Безусловные рефлексы - врожденные, они никогда не исчезнут из памяти собаки. Условные же легко забываются, если их не закреплять.

Интересно, что И. П. Павлов установил: некоторые из условных рефлексов наследуются и переходят в безусловные*. Дрессировка служебных собак основана на условных и безусловных рефлексах.

3. Физические данные и выносливость собак. Выбирая собаку для дрессировки, необходимо учитывать не только ее способности к выучке, но и физические данные, выносливость. Она должна быть сильной, настойчивой, способной работать в любых погодных условиях, преодолевать трудный и продолжительный путь при розыске, выдерживать большие нагрузки, отыскивая людей в завалах. Поэтому необходимо содержать собаку в хорошей физической форме. Нельзя забывать и о физической форме собаковода.

4. Подбор подходящих методов дрессировки. Под методом дрессировки подразумевается систематическое воздействие на собаку с использованием определенных стимулов.
В своей работе используем пять основных методов.
Вкусового раздражения.
Механический.
Контрастный.
Подражания.
Интенсивный.

Сущность метода вкусового раздражения заключается в том, что собака принуждается к выполнению определенного действия лакомством. Безусловный рефлекс должен находиться в стадии достаточного раздражения. Перед занятием собаку нельзя кормить. Этот метод позволяет достаточно быстро вырабатывать условный рефлекс, вызывает у собаки заинтересованность в выполнении задания, способствует взаимопониманию между собакой, собаководом и помощником, привлеченным к работе. Метод вкусового раздражения мы используем главным образом при развитии способностей работать по нюху (чутью), розыска заваленных людей. Если собака страстный апортер, можно вместо лакомства в качестве награды использовать любимый предмет (апорт) собаки. Такой подход исключит случаи, когда насытившаяся собака отказывается выполнять задание. Учитывая, что на тренировках животное должно работать долго и с постоянной охотой, необходимо строить занятия на добровольности, без принуждения, а главное, на основе и метода вкусового раздражения.

Механический метод подразумевает применение определенных физических воздействий. Выработанные таким способом условные рефлексы более постоянные обеспечивают беспрекословное послушание животного. Правда, он приводит к нарушению взаимного контакта между собакой и собаководом. Поэтому механический метод используем лишь в отдельных случаях.

Контрастный метод сочетает метод вкусового раздражения и механического. Он способствует более быстрой дрессировке собаки и обеспечивает ее послушность.

Метод подражания не имеет существенного значения в дрессировке. Используется в основном в воспитании молодых собак на групповых занятиях по лаю, преодолению препятствий, опознанию лиц. Здесь на примере обученной собаки учатся молодые.

Интенсивный метод применяется в основном при проведении дрессировок в лагерях и на сборах, когда требуется ускоренное обучение собаки. Занятия по интенсивному методу должны проводить опытные инструкторы так, чтобы собака работала с постоянным желанием и не допуская у животного действия инстинкта самосохранения,

Как уже отмечалось, для дрессировки спасательных собак больше всего пригоден метод вкусового раздражения. Здесь можно использовать лакомства или у страстных апортеров любимые предметы, применяемые при апортах. Именно этот метод наиболее действенный. Дрессируя спасательную собаку, необходимо создать очень хорошие отношения между собакой и собаководом. Необходимо добиваться точного и надежного выполнения всех приемов. Этот метод используем на занятиях по нюху и опознанию людей, как в работе по следы, так и в завалах.

II. Дрессировка спасательных собак

1. Основная дрессировка. К дрессировке спасательных собак допускаем молодых собак, начиная обучение с подготовительных упражнений, и более старших. Занятия для молодых собак составляем из подготовительных упражнений: отыскивание предметов или лакомства в высокой траве, дрессировщика, лаяние, переход через кучи камней, кирпичей, через развалины. Включаем упражнения на апортирование, заинтересовываем животных работой по следу и опознанию лиц. Водим собак в темные помещения и подвалы. Все упражнения проводим в форме игры. Из взрослых собак выбираем животных, прошедших начальную дрессировку, имеющих уравновешенный характер, с интересом работающих по нюху. Собаки, нападающие на других, для дрессировки не пригодны, потому что им предстоит работать в группах. Обучение собак, прошедших предварительную дрессировку, к спасательным работам готовить намного легче и быстрее, На подготовку молодой собаки в возрасте нескольких месяцев уходит около двух лет.

2. Снаряжение собаки и собаковода для дрессировки спасательных собак. Основным снаряжением для собаки служит серая защитная покрышка с красным крестом на фоне белого круга. Так обозначаются спасательные собаки при проведении специальных упражнений, чтобы отличались от других находящихся там собак. Покрышка служит также для охраны собаки от возможных травм. Собаковод должен иметь белую каску с красным крестом, крепкую обувь, облегающую одежду без поясков, рукавицы и маленькую аптечку для оказания немедленной помощи себе и собаке при небольшом ранении. Дрессировщику нужно уметь не просто оказывать помощь себе и собаке, но и делать это таким образом, чтобы можно было продолжать работу после оказания помощи. Рекомендуем при проведении специальных занятий носить с собой фляжку с водой, чтобы, например, работая в пыльной среде, можно было освежить собаку, сполоснуть ей голову.

Бригада спасателей должна быть обеспечена всем необходимым снаряжением, чтобы работать самостоятельно, независимо от других, автономно. Опыт показывает, что лишь самостоятельная, хорошо оснащенная бригада может успешно работать при природных катастрофах, промышленных авариях.

III. Работа по нюху

1. Основные понятия. Цель проведения занятия по нюху: собаковод с собакой должны отработать сложный след, без обозначения его начала, а собака лаем обозначить разыскиваемого человека на конце следа. Очень выгодно отыскивать неизвестную личность по следу: экономится время розыска, сокращается - площадь поиска и количество собак, участвующих в нем. Наведение собаки на след можно проводить с помощью предмета, принадлежащего безвестной личности, или посылая собаку в определенном направлении. В последнем случае собака может взять совершенно другой след.

Снаряжение бригады спасателей из 10 членов
Название снаряжения Кол-во, шт
Крытый грузовой автомобиль АВИА или 2 легковых автомобиля 1203
Радиостанция с диапазоном до 5 км 5
Радиостанция с диапазоном 20 км в автомобиль 1
Карты 1:25 000 -
Санитарная сумка 1
Бинокль 3
Канат 6
Кирка 3
Лопата 3
Топор 1
Пила 1
Фонарь большой 3
Фонарь малый 10
Респиратор 10
Противогаз 10
Газовая горелка 2
Кислородный аппарат 2
Реанимационный аппарат 2
Лопатка снайперская 10
Цветные фляжки 100
Канистра для воды 5-литровая 5
Полевой набор тарелок 10
Котелок 2
Пластмассовый умывальник 2
Миска для собаки 10
Ошейник светящийся 10
Защитная покрышка для собаки 10
Намордник, поводок упряжь, поводок длинный 10
Одежда летняя 10
Одежда зимняя 10
Обувь зимняя и летняя 10
Обувь резиновая 10
Каска защитная 10
Рукавицы рабочие летние 10
Рукавицы рабочие зимние 10
Одеяло 10
Спальный мешок альпинистский 10
Палатка альпинистская 5
Плащ для собаковода 10
Рюкзак альпинистский 10
Запас питания для 10 человек и 10 собак на 14 дней

След - это трасса, по которой прошел человек, оставив на ней совокупность разных запахов. Они остаются на предметах и на местности лишь некоторое время. Запах следа складывается из запахов индивидуальных и примыкающих.

Запахи индивидуальные делятся:
- на своеобразный (пот, жир, кожа);
- на региональный (сильно пахнущих ног, подмышек и головы);
- на специфический (от жилья, работы, косметики).

Запахи примыкающие следующие:
грунта (разрушение проходящим человеком);
растительность (растоптанные и гниющие);
микроорганизмов (растоптанные личинки и жуки).

Это сложение запахов нужно учитывать при проведении специальных упражнений и в практической работе по следу.

На работу по следу положительно влияют: приятная влажная среда, относительно низкая температура, безветрие, орошенная местность, утреннее и ночное время. Отрицательно влияют на след: ветер, мороз ниже - 25'С, жара выше +30'С, солнцепек, сильный дождь, твердая, слишком раскаленная почва, высокий слой снега, разрушенный грунт, лесная почва и промышленные удобрения, Привлекая собаку к работе по следу, помните, что хороших результатов она не покажет, если находится в плохом физическом состоянии, больна, сука пребывает во второй половине щенности, сильно раздражена.

. Когда и как начать дрессировку. Дрессировать собаку для работы по нюху мол но с раннего возраста щенка, а подготовительные упражнения проводить в форме игры та к, чтобы развить у него интерес к человеческому следу. Исходим из наследственных способностей собаки и инстинкта самосохранения. В природе собака имеет корысть: не обнаружив, не выследив с помощью нюха добычу, она не выживет. Эти врожденные качества используем в тренировке нюха. Разница в том, что приучаем к запаху человека и подавляем корыстный инстинкт к животным.

Дрессировку щенков проводим в трех фазах.

1-я фаза. Разбрасываем щенку в высокой траве любимые предметы и лакомства, а он должен найти их по нюху.

2-я фаза. При прогулках дрессировщик в определенный момент незаметно прячется, а щенок должен его найти по нюху. В дальнейшем занятия можно проводить с помощником. Проложить короткий след, и собака долина найти собаковода. Собаковод удалится от собаки незаметно, чтобы она не могла по слуху проследить его шаги, а после того как он спрячется, помощник ведет собаку по следу на длинном поводке к месту, где спрятан собаковод. В этом возрасте нужно выработать у собаки привычку, обнаруженную личность обозначать лаем.

3-я фаза. Приступаем к прокладке собственного следа, используя метод вкусового раздражения. В этой фазе необходимо обучить собаку по команде "След" и вспомогательной команде "Ищи" работать по короткому следу.

Это упражнение нужно проводить в безветрие, с проголодавшейся собакой. Лакомство используем маленькими кусочками, чтобы собака не насытилась и не потеряла интерес к работе. Прокладываем несколько коротких отрезков следа - до 50 м (а), потом удлиняем след и приучаем собаку к дугообразному следу (6). Используя метод вкусового раздражения, достигаем быстрого понимания основ работы по нюху и лишь затем переходим к тренировке по ломаному следу. Вначале прокладываем большие дуги, с протаптыванием места изменения направления следа и раскладываем по следу лакомства. Далее приступаем к проработке небольших дуг и тренировке ломаного следа (в). Как и раньше, участки перелома следа протаптываем несколько раз и награждаем собаку лакомством. Когда она хорошо научится проходить места изменения направления следа, перестаем их протаптывать и переходим к перелому следа под прямым углом. К тренировке изменения и протаптывания направления следа можно вернуться в любое время, если выяснится, что собака не может надежно преодолеть эти места. Потом переходим к проложению следа из одной местности в другую и продлеваем его длину и давность,

Затем мы прокладывали короткий след и собака к нему подводилась сразу после его проложения, через 10 - 15 мин, когда запах, оставленный человеком, как раз осел на поверхность земли.

Необходимо так же прокладывать след через дороги и по мало исхоженным тропам, чтобы собака привыкла работать при постороннем движении.

Если собака идет по следу с интересом, начинаем тренировать животное в опознании помощника на конце следа. К этому времени необходимо, чтобы собака хорошо усвоила упражнение - лаянье по команде. Прокладываем короткий след с помощником в его конце. Собака проработает след и найдет помощника, дрессировщик должен заставить ее по команде "Голос" залаять на помощника, а тот вознаградит животное лакомством.

Необходимо приучать собаку радостно лаять на обнаруженного человека и не допускать агрессивного опознания. Если собака научилась опознавать в конце следа стоящего, сидящего или лежащего человека, можно приступить к отысканию человека спрятанного, например, под куст и прикрытого соломой.

Тренировки по нюху нужно разделить на проработку следа и опознание помощника в конце следа. Нельзя при обучении опознания личности всегда заканчивать проработку длинного следа опознанием помощника. Сначала мы прокладываем длинный след с опознанием помощника на его конце, а потом помощник проложит еще короткий след и спрячется в конце его. Таким образом создается возможность проработать короткий след с опознанием личности в конце несколько раз. В этой стадии дрессировки случается, что собака, работал по нюху, проявляет интерес и к другим людям, находящимся недалеко от проложенного следа, старается прекратить поиск и опознать этих людей. Однако со временем путем упорных тренировок, постоянным пререканием нежелательных действий собака начинает работать по следу и в присутствии чужих людей, находя и опознавая того человека, который проложил след, не обращая внимания на остальных. С подобными проблемами мы сталкиваемся на занятиях по проработке следа, когда он был нарушен другим чужим следом и собака вначале путалась в этих следах.

3. Интенсивный метод дрессировки. Со взрослыми собаками можно использовать интенсивный метод дрессировки. Конечно, за три дня не научить брать след, но она усвоит, что по команде "След" она должна работать по следу, как ломаному, так и пересеченному другим следом. Практически во второй половине первого дня переходим к тренировке по чужому следу. После трехдневного цикла у собаки вырабатывается рефлекс (на основе метода вкусового раздражения и врожденных рефлексов) работать по нюху. На его основе развиваем способность животного к проработке старого и трудного следа с опознанием личности в конце. Интенсивный метод можно использовать для одновременного обучения нескольких собак, зачисленных в одну команду.

Первая половина первого дня. С командой из 5 - 10 дрессировщиков с собаками, используя метод вкусового раздражения, приучаем собаку по команде "След" проработать короткий след. В этих целях можно использовать укрепление следа мочой других собак, так же поступаем при тренировках по ломаному следу в дальнейшем. Дрессировщики прокладывают короткие следы 30 - 50 м, раскладывают по следу лакомство и сразу наводят собак на след. После того как собака найдет лакомство, дрессировщик кладет новое и продолжает идти по следу. Таким образом закладывается новый след. Это упражнение повторяем 15 раз. На данном этапе не имеет значения, что собака работает по одному и тому же следу, главное здесь она прорабатывает след по команде.

После каждой проработки следа собаке следует предоставить отдых.

Вторая половина первого дня. Занятие проводится так же, как предыдущее, по чужому следу, и после прохождения одного следа переходим на рядом проложенный. Прокладку следа проводим, как и в первой половине дня. Упражнение с чужим следом повторяем около 15 раз. Учитывая большое количество следов, лакомства на этих занятиях используем маленькими кусочками, чтобы собака не насытилась. Сытую собаку нельзя дрессировать.

Первая половина второго дня. Приступаем к работе по ломаному следу. Прокладываем след с достаточным количеством лакомства, протаптыванием излома. Проводим собаку по следу так же, как и в первый день. После того как собака найдет лакомство, дрессировщик кладет лакомство вновь таким же образом, одновременно закладывая новый след. След длиной около 150 м собака прорабатывает пять раз.

Вторая половина второго дня. Во второй половине дня переходим на проработку чужого следа. След длиной около 150 м собака пройдет пять-семь раз.

Третий день. Переходим к тренировке по чужому следу, с переселением его другим следом, с целью обучения собаки дифференцировать запахи проложенных следов. Разделим собаководов на группы по три человека, чтобы каждая прокладывала следы для другой. Эти следы собака прорабатывает шесть-восемь раз в день.

Таким трехдневным циклом мы заканчиваем осиновую дрессировку по нюху, но продолжаем работать с собаками индивидуально. Увеличиваем давность и длину следа, используем переходы из одной местности в другую, переходы через дороги, прокладываем след по дорогам с меньшим движением, приучаем собаку работать в тяжелых погодных условиях (ветер, дождь и др.).

4. Наведение и ведение собаки по следу. Прежде чем навести собаку на след, нужно оценить местность, выбрать способ наведения собаки на след, дать ей возможность отдохнуть после пройденного пути, чтобы собака побегала и успокоилась перед проработкой следа.

Существует несколько вариантов наведения собаки на след. Когда нам известно направление следа, подводим к нему собаку с разных сторон, чтобы у нее не выработался стереотип, что направление следа всегда связанно с направлением наведения. Собаку подводим к утоптанному началу следа на расстояние 2 - 3 м, чтобы она могла вынюхать утоптанное начало следа и запомнить его запах, чтобы не отвлекалась, если след почти в начале пpоложен другим следом. Можно наводить собаку на след с помощью предмета, принадлежащего человеку, проложившему след. Дадим собаке внюхаться в запах этого предмета и подведем к месту, где прошел этот человек. Последняя возможность - это наведение собаки в свободном состоянии так, чтобы она напала на след в направлении, в котором предположительно прошел человек, проложивший след. Но в этом случае не исключено, что собака возьмет след совершенно посторонний, проходящий в этой местности.

Собаку по следу можно вести на длинном поводке или вольно. Когда собака работает на поводке, это не очень хорошо влияет на ее самочувствие, поводком лишь регулируем скорость продвижения по следу. Цель этих занятий не только в том, чтобы собака привела нас к концу следа, но и опознала там разыскиваемую личность.

Если собака проработала след неточно, без интереса, нужно вернуться к предыдущей стадии подготовки. Занятия проводить по методу вкусового раздражения, усиливать след мочой других собак, использовать врожденные способности. Работа по нюху для собаки самая сложная, но и естественная. Если она не умеет следить - значит, мы неправильно проводили дрессировку. Ведь собака, живущая в естественных условиях, не умеющая выследить добычу, гибнет. Так что в дрессировке эту особенность необходимо иметь в виду и использовать метод вкусового раздражения в работе по следу и при опознании лиц. Хорошо обученную собаку следует неустанно дрессировать в работе по нюху. Не нужно ее постоянно водить по длинному и трудному следу, а сочетать коротки и легкие с более трудными. Цель дрессировки - подготовить собаку так, чтобы по следу работала с интересом.

При воспитании послушания сосредоточиваем внимание на тех упражнениях, которые необходимы в практическом использовании собак-спасателей. Основное упражнение - подзыв, без которого нельзя проводить ни одно занятие. Потом нужно обратить внимание на апортировку, научить лаять по команде.

Собака должна выполнять эти упражнения с интересом и желанием. Они включены в специальную часть дрессировки спасательных собак, В дальнейшем тренируем животных на преодоление препятствий, и не только указанных в экзаменационных требованиях, но и других, которые могут встретиться в практике. Например, переход через груды камней, кирпичей, ориентирование в развалинах, в темных подвалах, работа на большой высоте. Необходимо отработать прохождение горящим простором (по горящей, задымленной местности) и сквозь группу людей, При этом следует добиваться, чтобы собака не обращала внимания на людей, работающих в месте розыска.

Подзыв собаки отрабатываем следующим образом. Команда - "Ко мне", "К ноге",
Жест - поднятие и опускание левой руки, хлопок левой рукой по бедру.
Безусловный рефлекс - лакомство, дерганье длинным поводком.

Собака привязывается на длинный поводок, ей дается возможность отойти от собаковода в любом направлении. Через некоторое время собаку окликаем и по команде Ко мне или К ноге через 2 - 3 с дерганием поводком. Если собака не реагирует, дергаем еще раз. Нельзя притягивать собаку поводком, Когда собака подойдет к собаководу, он должен наградить ее знакомством и похвалить. В этой стадии дрессировки не требуем точного выполнения упражнения, нужно лишь добиться, чтобы собака радостно прибегала к хозяину на данную команду. Если правильно подзывать собаку, то уже после нескольких попыток она быстро и радостно подходит к собаководу.

Потом переходим к подзыванию собаки без поводка. Для занятия нужно выбрать незнакомое, тихое место, где собаку ничего не будет отвлекать и беспокоить. Переходим к проведению упражнения подзыва с подзыва с приседанием собаки у ноги собаковода. При этом не бегаем за собакой, а стремимся всегда от собаки удалиться. Не следует проводить эти занятия на учебном плаце, потому что это место собаке хорошо знакомо, она испытывает влияние разных факторов. Подзыв - одно из основных упражнений, без которого нельзя проводить дальнейшие занятия.

Прохождение горящим простором и сквозь группу людей отрабатывается так. Команда - "К ноге".
Жест - легкий хлопок по бедру.
Безусловный рефлекс - дергание поводком, лакомство.

К этим упражнениям приступаем после того, как собака уже хорошо научилась ходить у ноги собаковода на поводке и без него. Собака должна идти у ноги не только сквозь группу людей, которые не угрожают ни ей, ни собаководу, но охотно и безбоязненно проходить "горящим простором". Вблизи горящих объектов выполняем и другие упражнения послушания. Основная цель - собака не должна бояться огня и реагировать на работающих здесь людей. Такие тренировки готовят животных к специальным занятиям по отысканию людей, когда собака не смеет реагировать на присутствующих в обследуемом просторе людей, огонь и дым.

Если собака реагирует на людей агрессивно, сильно дергаем за поводок с приказом К ноге и тут же ее похвалим. У большинства собак не возникает проблем с этим упражнением. Как уже упоминалось, к дрессировке привлекаем собак с уравновешенным характером.

Обучение прохождению горящим простором начинаем с раскладки нескольких костров в ряд. С собакой проходим возле этого места так, чтобы ветер относил дым и пламя в сторону от собаки. Так она постепенно привыкает к продвижению через "горящий простор" и зря не дышит дымом.

Когда собака освоит это упражнение, приступаем к тренировке прохождения между кострами. Костры раскладываем в двух рядах на расстоянии 3 - 5 м между собой. Проходим между ними с собакой так, чтобы на нее не полыхало пламя и не окутывало дымом, эти занятия проводим в безветренную погоду.

В дальнейшем усложняем условия тренировки, приближая их к реальным. Собака научится в "горящем просторе" дышать так, чтобы не задохнуться от дыма. Упражнения по послушанию тоже повторяем вблизи горящих объектов, что приучает собаку к преодолению страха перед огнем, присущему всем животным. Речь идет об упражнениях послушания, но с ориентацией на проведение специальных занятий в практике.

Апортировка - одно из основных упражнений на послушание, без которого не обойтись в дрессировке спасательных собак. На основе этого навыка можно строить тренировки по выработке других навыков, как общих, так и специальных.

Команды - "Апорт", "Пусти".
Жест - указать на предмет.
Безусловный рефлекс - лакомство.

Для тренировок используем мягкий предмет. Собаку привязываем на поводок, дразним, позволив несколько раз схватить зубами предмет, и отбрасываем апорт на 2 - 3 м. Одновременно посылаем собаку за этим предметом, Как только она возьмет апорт, собаковод, подзывая собаку, отбегает от нее. На первых порах, когда собака прибежит, не требуем приседания, то есть точного выполнения упражнения, а играя, позволяем собаке перетянуть предмет к себе, хвалим ее, даем команду отпустить предмет. И снова повторяем упражнение, но не более 3 - 5 раз, чтобы собака не потеряла интерес. После короткого перерыва можно повторить упражнение. Причем предмет отбрасываем дальше и требуем точнейшего выполнения задания, то есть приседания и возвращения предмета.

Упражнения по преодолению препятствий проводим, используя:
Команду - Вперед .
Жест - указание направления рукой.
Безусловный рефлекс - дергание поводком, подталкивание.
В занятие включаем следующие упражнения:
а) прыжок через препятствие высотой 1 м;
б) прыжок с перелезанием через препятствие высотой 1,8 м;
в) прыжок в длину - 1 - 3 м;
г) ходьба по низкой перекладине;
д) ходьба по высокой перекладине с лестницей;
е) преодоление кирпичной стенки и природных препятствий.

На занятиях по преодолению препятствий используем метод подражания: на примере обученной собаки молодой собаке легче понять, как преодолеваются препятствия, и отбросить чувство страха. В прохождении перекладины начинаем тренировать собак с раннего возраста. Преодоление барьеров включаем в занятия с почти взрослыми собаками, когда у них сформирован скелет. Умение преодолевать эти препятствия используем в специальной части практической дрессировки спасательных собак. Чтобы собака не боялась высоты, отрабатываем упражнения по переходу высокой перекладины. Если собака страстный апортер, используем это ее свойство на занятиях по преодолению препятствий. В тренировке этих упражнений можно применять контрастный метод.

Подача голоса (лая) по команде отрабатывается следующим образом. Команда - "Голос".
Жест - движение пальцем правой руки в направлении собаки.
Безусловный рефлекс - помощник, лакомство, прутик, апорт.

Цель занятий - по команде Голос собака долина радостно лаять. Речь идет об одном из основных упражнений, без которого не обойтись в специальной части дрессировки. На занятиях можно использовать как подражательный метод, так и метод вкусового раздражения. Раздражителем здесь могут быть помощник, лакомство, апорт или, в крайнем случае, нужно раздразнить собаку прутиком, а после того как она подаст голос, похвалить ее и наградить лакомством. Следующий этап тренировки - ходьба по сложной поверхности.

Команда - "К ноге". Жест - легкий удар левой рукой по бедру.
Безусловный рефлекс - дергание поводком, направляя собаку в нужном направлении.

Это упражнение связываем с упражнением ходьбы у ноги собаковода. Сначала приучаем собаку ходить у ноги собаковода, а потом самостоятельно - по кучам камней, кирпичей, по развалинам.

Необходимо собаку научить перемещаться по указанной местности так, чтобы переход через препятствия не представлял для нее никаких проблем. Нужно сосредоточить ее внимание на выполнении задания, которое поставлено, несмотря на сложность поверхности. Одновременно приступаем к тренировке прохождения темных мест (например, подвалов), а также ориентирования в развалинах на большой высоте,

На выработке других навыков общей дрессировки (команды "Сидеть", "Лежать", "Стоять") останавливаться не будем. Методика их общеизвестна.

V. Специальное упражнение - розыск людей

Целью дрессировки является обучение собаки надежно обследовать местность и оповещать лаем о местонахождении заваленных и спрятанных людей. Занятия проводятся с животными, успешно освоившими курс общего послушания. К дрессировке привлекаем собак с уравновешенным характером, хороших защитников, молодых и зрелых. Но в каждом случае собака должна быть уравновешенная, с хорошими нюховыми способностями. Не годятся собаки холерики, флегматики. Очень важно приучить собаку к выполнению специальных упражнений в защитной попоне.

2. Выбор метода дрессировки и команд. Основная цель - пробудить у собаки интерес к личности, но не на основе оборонительной реакции, а на основе апорта. Собака должна радоваться, отыскав человека. Поэтому для дрессировки выбираем метод вкусового раздражения, используя для страстных аппортеров любимый апорт или отыскивание собаковода. Здесь применяем команду "Ищи", а чтобы собака научилась опознавать найденного лаем, вспомогательную команду "Голос", но только на занятиях. Дрессированная собака должна оповестить о найденном человеке лаем самостоятельно, без команды.

При обследовании местности продвигаемся против ветра, этим предоставляем собаке возможность быстрее обнаружить и опознать заваленную личность. Выбирая помощника, нужно учитывать, что тренировки проводятся без защитной одежды и защитных рукавов, Поэтому нужно привлекать людей, не боящихся собак.

3. Опознание личности. К данному упражнению приступаем с собакой, уже усвоившей команду "Голос". Начинаем с такого упражнения. Собаку на длинном поводке посылаем в направлении помощника, применив команды "Ищи", "Голос". Если собака самостоятельно опознала помощника, награждаем ее лакомством. А для страстного апортера бросим апорт. Когда собака научится выполнять это упражнение, проводим его уже без поводка.

В дальнейшем проводим опознание помощника лежащего и сидящего, собака на поводке. Потом проводим это упражнение без поводка.

Когда собака научится самостоятельно опознавать лежащего помощника, приступаем к упражнению с частичным прикрытием помощника, например, ветками. Потом прикрываем его плащ-палаткой и ветками. 1 После обнаружения помощник должен похвалить собаку и наградить ее лакомством. Далее переходим к важнейшей стадии дрессировки: собака должна перестать отыскивать людей по звуку, а начала искать только по запаху. Этой части обучения нужно уделять повышенное внимание, добиваясь, чтобы собака, отыскав место, откуда больше всего проникает запах на поверхность земли, обозначила его радостным лаем.

Если собака усвоила эти упражнения, используем приготовленные подземные укрытия, куда прячем помощника. На этих занятиях вместо помощника можно использовать членов семьи, которых собака хорошо знает, что повысит ее интерес к поиску. Сначала укрытие не закрываем, и когда собака радостно опознает помощника, он ее награждает лакомством или апортом.

Постепенно прикрываем помощника более тщательно, добиваясь, чтобы собака отыскивала его по минимальному проникновению запаха на поверхность земли.

На следующем этапе дрессировки углубляем и усложняем укрытия, посылаем собаку спустя некоторое время после того, как помощник занял свое место.

4. Тренировка по обследованию местности. Указанную тренировку проводим одновременно с обучением собаки опознавать разыскиваемую личность. По команде Ищи собака должна систематически обследовать как открытую местность, так здания и развалины. Используем метод вкусового раздражения. Уложим собаку и на расстояние 20 м отнесем лакомство или апорт. Возвращаемся к собаке и командой "Ищи", указав направление, посылаем ее в направлении лежащего лакомства. После достижения цели собаку подзываем.

Если собака вскакивает раньше времени ее может придержать помощник или можно привязать к колышку. Как описано выше, отнести лакомство в другую сторону и послать собаку в нужном направлении. Пройти вперед еще 20 м и повторить команду. Позже переходим к раскладке апортов или лакомства по нескольким направлениям и повторяем упражнение.

Источник: http://zooclub.ru

Категория: Мои статьи | Добавил: ВОЛКОДАВ (20.04.2009)
Просмотров: 1742 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]