Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [22]
Версии защитных служб [3]
спорный вопрос
Противоборство собаки и человека [2]
о рабочих качествах [11]
-
REKLAMA [3]
...
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » о рабочих качествах

Основы дрессировки собак Главы 2, 3
Глава 2. ОСНОВНЫЕ ЭТОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ
1. Аппетенция, ключевой раздражитель, инстинктивное действие, конечное действие, цель.

Тип поведения, с которым животное, не нуждаясь в предварительном опыте, вступает в контакт с окружающей средой, называется инстинктивным. Для его проявления нужны обычно две предпосылки. Во-первых, животное должно иметь готовность к действию, мотивацию или специфическую аппетенцию. Она определяется известными жизненными процессами в мозговых клетках и совместным действием множества гормональных желез. Для этого животное имеет врожденные физиологические системы, которые действуют как механизмы стимуляции. Они не ждут пассивно каких либо событий, а в каждом конкретном состоянии ищут ситуацию - раздражитель, которая обеспечивает протекание определенных типов поведения. Во-вторых, ключевой раздражитель должен стимулировать инстинктивное действие. Инстинктивное действие обычно завершается конечным действием, которое в отличие от апетенции разрушает или удовлетворяет инстинктивное стремление и снижает напряжение. Поиск необходимого раздражителя для достижения цели инстинкта называется аппетенциальным поведением. Аппетенциальное поведение можно ожидать при неудовлетворенном инстинкте. Обучение происходит только в аппетенциальной фазе инстинктивного действия, находящихся в процессе “конечное действие” уже невозможно остановить раздражителем - помехой.
2. Реакция холостого хода, целенаправленное движение.
Если инстинктивный настрой, т.е. внутренний застой раздражителя слишком силен и отсутствует необходимый ключевой раздражитель, то это может привести к спонтанному проявлению инстинктивного поведения и без такого раздражителя или при наличии аналогичного раздражителя. Этот процесс называется действием холостого хода. Он должен защищать нервную систему от повреждения невыполненным застоем раздражителя.
Противоположным реакции холостого хода является целенаправленное движение (действие?) инстинкта как стимула недостаточного, чтобы в ответ на ключевой раздражитель последовала цепочка действий, все остается при намеке, при начале движения. При еще меньшем возбуждении инстинкта ключевой раздражитель может не вызывать вообще никакой реакции.
3. Конфликтное поведение
Обычно внешняя ситуация и инстинкт однозначно определяют, какой тип поведения вызван в данный конкретный момент. Но иногда может получиться так, что примерно с одинаковой силой могут активизироваться две не родственные тенденции поведения и ни одна из них не является однозначно господствующей. В этом случае дело может дойти до конфликтной ситуации, которая в основном имеет три следующих проявления: абивалентное поведение, переориентированное поведение, неадекватное действие. Такое двустороннее торможение известно в различных диапазонах поведения. Особенно часто оно возникает между частями различных функциональных кругов. Очень ярко оно выражено между элементами агрессивного поведения и поведения самосохранения. Здесь часто наблюдаются типичные действия - заменители: Собаки, у которых при облаивании слишком сильным воздействием вызван инстинкт самосохранения, часто совершают действия - заменители, например: угрозы, приветствия, лай, мечение, зевание и т.д. Все упомянутые формы реагирования имеют одинаковый эффект: они приводят к разрядке ситуации, к разрешению конфликта. Поведенческое равновесие должно быть восстановлено за счет выпускания перенапряженной энергии рефлексов.
Амбивалентные движения являются комбинацией нескольких элементов поведения, соответствующих неродственным рефлексам, в основном одновременной комбинацией их целенаправленных движений, часто в форме определенных положений тела или их последовательности, часто беспорядочно повторяемых. Так в угрожающем поведении собак без труда можно узнать элементы как оборонительного поведения, так и поведения нападения.
Переориентированное поведение является также действием - заменителем, которое часто наблюдается в противоречии между поведением нападения и обороны. Тип поведения проявляется, но его ориентация направлена на отвлекающий объект. Если, например, животное подвергнется угрозе или нападению со стороны представителя рода, занимающего более высокое иерархическое положение, то ответная реакция часто направлена не на нападающего, а на представителя рода, занимающего более низкий ранг, чем оно само. Видимо, этот тип поведения объясняет тот факт, что некоторые собаки при слишком сильном воздействии вожатого проявляют агрессию к помощнику (я уже говорил выше, что строгий ошейник или электрошок могут стимулировать агрессию). Другая форма переориентированного поведения при аналогичной конфликтной ситуации - кусание досок укрытия, что бывает с некоторыми забитыми собаками при облаивании.
Наконец, бывают такие конфликтные ситуации, при которых ожидаемые, т.е. соответствующие ситуации типы поведения вообще не проявляются, а возникает другой, в данном сочетании совершенно бессмысленный, тип поведения. Этот перенос отношений возникает тогда, когда две не родственные тенденции поведения активизированы одновременно и примерно с одинаковой силой, и поэтому взаимно тормозятся. При этом прорыв осуществляет третья, хотя и более слабая тенденция поведения, которая до этого была заморожена. Чаще всего проявляются типы поведения, которые постоянно активизированы, как, например, движения, соответствующие приему пищу, уходу за своим телом, уходу за потомством, а так же действия инстинктов агрессии и самосохранения. Типичные признаки конфликтной ситуации следующие: дрожь, слюнотечение, бессмысленные прыжки туда-сюда, царапанье земли или стен, повизгивание, выделение кала, рвота; многие собаки многократно поднимают заднюю лапу или ложатся в необычных и неудобных местах, как будто им хочется спать. Известно также проявление слишком частого преувеличенного встряхивания, могут чесаться, вылизывать лапы - это признаки возбуждения в ситуациях растерянности. Многие собаки реагируют на возбуждение приемом пищи и воды. Каждая конфликтная ситуация представляет собой высокую нервную нагрузку, другие животные значительно раньше получают повреждения нервной системы или организма в целом. Об этих повреждениях я хотел бы рассказать, поскольку мне приходится их наблюдать на многих собаках после обычного обучения защитной службе, т.е. только на основе оборонительного инстинкта. Я уже говорил о том, что конфликт между агрессией и инстинктом самосохранения является одним из самых частых. Поэтому, если приходится дрессировать собаку, у которой хватка выработана на основе оборонительного инстинкта, то постоянно возникает эта конфликтная ситуация. Но при долго сохраняющихся небиологических конфликтных ситуациях возникают явления нервного сверх-раздражения, которые могут упорно сохраняться в течение всей жизни собаки. Они могут проявляться в повышенной пугливости, нарушениях социальных контактов, склонности к стереотипам (бегание туда-сюда по клетке, как у животных в зоопарке), отказе соблюдать чистоту в дому, злобности и т.д. Собаки с такими нарушениями поведения часто высоко ценятся спортсменами.
Но нервные нарушения - это еще не конечная стадия. Часто приходится наблюдать психореактивные явления сверхраздражимости. Но психосоматические нарушения проявляются на практике гораздо чаще, чем они диагностируются (Брунер). Основные повреждения организма проявляются в нарушениях деятельности пищеварительного тракта, кровообращения, аппарата дыхания, кожного покрова и полового аппарата. При этом временной фактор часто играет важную роль. Если кратковременные психологические нагрузки приводят только к проходящим функциональным нарушениям, то более длительные приводят к хроническим заболеваниям и анатомическим повреждениям органов.
4. Суммирование раздражителей
Для многих типов поведения существует не один-единственный стимулирующий раздражитель, а несколько, которые по одному или вкупе вызывают определенное действие. В этом случае раздражители взаимно стимулируют друг друга. Феномен взаимного усиления не ограничивается раздражителями разного рода. Гораздо в большей степени один и тот же раздражитель усиливает свое воздействие, если он многократно исходит от одного и того же объекта или нескольких объектов одновременно. Таким образом, общая величина раздражителя определенной ситуации складывается из стимулирующих величин всех участвующих отдельных раздражителей, которые могут возникнуть в границах этой ситуации. Это должно означать, что они просто стимулируют друг друга.
С аппотенцией происходит аналогичный процесс. Когда речь шла о конфликтном поведении, мы говорили, что инстинктные позывы могут тормозить друг друга: в действительности дело обстоит так, что два независящих друг от друга изменяющихся позыва могут проявиться во всех мыслимых и немыслимых корреляциях. Они могут поддерживать друг друга, не вступая во взаимоотношения, во всем остальном вкупе выразиться в одном и том же типе поведения.
Для обучения защитной службе из этих закономерностей можно сделать следующие выводы:
Если я хочу развить в собаке охотничий инстинкт, я могу использовать соответствующие раздражители один за другим. С другой стороны для обучения в целом получается, что я оптимально стимулирую собаку к хватке, только если я использую все инстинктивные действия, которые побуждают ее к этому, т.е. нужно развить в собаке охотничий инстинкт, оборонительный инстинкт и инстинкт агрессии. То есть логическое следствие инстинктов таково, что в конце-концов для правильно отдрессированной собаки само появление помощника должно представлять собой охотничий раздражитель, оборонительный раздражитель и раздражитель, стимулирующий социальную агрессию.
5. Специфическая усталость от действий и раздражителей
К сожалению, действие раздражителей на собаку далеко не так просто, как это описано выше, т.е. здесь имеется противодействие - усталость.
Если некоторые типы поведения сразу после завершения полагают полную разрядку, то другим для этого требуется долгий период времени. Эта специфическая усталость от действий относится к совершенно конкретному действию. Различия связанны с требованиями к тому или иному типу поведения. Все это действия функционального круга приема пищи (охотничий инстинкт): для осуществления их функций должны произойти защитные действия и действия инстинкта самосохранения должны постоянно стимулироваться.
Другая форма усталости - это специфическая усталость, вызываемая раздражителями. Здесь речь идет о снижении готовности к реагированию на определенный раздражитель. Если хищному животному несколько раз подряд дать животное-жертву, то первый раз она будет убита, а через несколько повторов животное перестанет реагировать на раздражитель. То, что здесь речь идет о физической усталости, вызываемой действием, видно из того факта, что она снова может быть вызвана другим раздражителем. Интересен так же тот факт, что усталость на раздражитель может возникнуть в том случае, если соответствующий тип поведения ни разу не был вызван. Поэтому я не терпел, если собака, у которой стремятся развить охотничий инстинкт, в течение длительного времени до и после притравки крутится около помощника, с которым в этом время мирно беседует вожатый, т.к. выше уже говорилось, что помощник должен быть ключевым раздражителем охотничьего инстинкта. При развитии оборонительного инстинкта все обстоит совершенно иначе, т.к. при этом собака должна кроме всего прочего усвоить, что она обороняется только в том случае, если помощник на нее нападает.
Глава 3. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СОБАКИ
Собака способна к двум простым типам обучения: она может научиться чувствам, т.е. инстинктивным настроениям и непроизвольным реакциям (классический стандарт), и она может научиться простейшим (инструментальный стандарт).
1. Классический стандарт
Если нейтральный, раздражитель - звуковой сигнал "хорошо" связан с приятным вещественным раздражителем, то, в конце концов, он приобретает качество вещевого раздражителя. Если собака в ответ на слово "хорошо" начинает размахивать хвостом, то она выражает этим свою радость, не потому, что она понимает слова, а потому, что она чему-то научилась. Она научилась радоваться этому слову потому, что оно сначала было постоянно связанно с поглаживанием и приносило собаке удовлетворение инстинкта в рамках социального поведения. Собака научилась соотносить первоначальное действие с действием - заменителем. Этот закон открыл русский медик и исследователь поведения Павлов. Таким образом, классический стандарт описывает обучение за счет изменения первоначальных условий раздражителя, т.е. обучение условным рефлексам, чувствам и непроизвольным реакциям.
2. Инструментальный стандарт
Законы инструментального стандарта гласят:
• Закрепление - подтверждение приводит к тому, что сначала случайное, спонтанное или подстроенное действие проявляется все чаще, т.е. заучивается.
• Незакрепленные типы поведения с течением времени проявляются все реже и, наконец, исчезают. Эти законы обучения были разработаны американским психологом Торндайком. Чтобы успешно использовать этот закон обучения, мы должны знать, что закреплением желаемого действия для собаки всегда является достижение цели рефлекса. Для достижения желаемого действия за счет достижения цели инстинкта можно использовать следующие функциональные круги:
1. охотничье поведение:
2. действие приема пищи;
3. сексуальное поведение (материнское поведение);
4. социальное поведение;
5. поведение самосохранения;
6. оборонительное и агрессивное поведение.
Несколько примеров:
Если надо облаивать палочку, то палочка используется как раздражитель охотничьего инстинкта. Пример удовлетворения инстинкта в функциональное круге приема пищи - поощрение, надо только заботиться о том, чтобы собака была достаточно голодна. Инстинкт самосохранения является одной из наиболее часто используемых мотиваций при подчинении себе собаки и не в последнюю очередь потому, что может быть постоянно активизирован. Но, к сожалению, получается так, что по закону обучения классического стандарта вожатый, или ситуация, или территория становятся раздражителем страха перед принудительным воздействием и, таким образом, связанными с хроническим отупением при работе. Тем не менее, я считаю, что невозможно ни одному приему надежно обучить собаку хотя бы без однократного использования инстинкта самосохранения в качестве подкрепления, т.е. не бывает обучения вообще без принуждения. Умение дрессировщика проявляется в правильной дозировке и направленном применении принуждения.
Оборонительное и агрессивное поведение также можно использовать в качестве мотивации при обучении. Так, например, собаку можно учить аппортировке с использованием функциональных кругов охотничьего поведения, поведения приема пищи, социального или оборонительного поведения. При этом важно только, чтобы дрессировщик использовал ключевой раздражитель и правильную цель инстинкта как подкрепление. Вопрос, какой метод является правильным, практически не разрешим, нужно смотреть, на что собака лучше реагирует. То же относится и к вопросу, какой метод лучше при следовой работе. Если при этом учесть феномен суммирования раздражителей, то, в конце концов, приходить к выводу, что нужно одновременно использовать несколько мотиваций и несколько подкреплений. Я думаю, что тот, кто найдет время задуматься над этими строками, сможет выработать новую стратегию дрессировки.
Категория: о рабочих качествах | Добавил: Мария (25.02.2009)
Просмотров: 1039 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]